История одного перекрестка

18.09.2017 10:00

Большой и разнообразный, Адмиралтейский район расположен от самого Адмиралтейства до Нарвских ворот на юго-западе и до Московских ворот на юге. Его граница с Центральным районом Петербурга проходит по Гороховой улице, а Нева отделяет его от Васильевского. В эти рамки помещаются индустриальное, промышленное, военное и культурное прошлое города: Коломна, Адмиралтейский округ, Сенной, Екатерингофский, Семеновский и Измайловский. Сегодня речь пойдет о последнем. Интереснее всего как раз игра наименований, когда сложно выделить главное и второстепенное.

Адмиралтейским район был назван в честь Адмиралтейства, Измайловский округ получил свое имя от Измайловского полка, а станция метро Фрунзенская построена в честь военного деятеля Михаила Васильевича Фрунзе. Московский проспект и Обводный канал именуются по своему прямому назначению: проспект ведет на Москву, а канал предназначался для «окружения» города. Мы же  решили остановиться в месте их пересечения и осмотреться.

Самый первый, самый разный

Адмиралтейский район разнообразен и уникален. Его территория и здания ровесники города, а добрая половина архитектурных ансамблей района входят в охранную зону Петербурга. Именно здесь зарождался российский флот, была проложена первая в России железная дорога, появилось одно из самых первых высших образовательных учреждений. Герои произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского прогуливались по улицам этого района, а сами писатели творили и жили здесь.

Образовавшись вокруг Адмиралтейства, район начал свое развитие в 1706-ом году и развивался на юг, образовывая все новые и новые слободы: Пушкарскую, Посадскую, Большую Дворянскую и так далее. По указу Петра Первого сюда съезжались каменщики, плотники, столяры, пильщики, портные и канцеляристы. Именно их силами и застраивался город. Границы района стремительно расширялись и очень быстро приблизились к другому историческому району - Коломне. Коломна была «окраиной», а граница города проходила по реке Фонтанке.

Как и положено, на границе города в 18 веке располагались полки, кадетские корпуса и военные училища. Каждый из них образовывал вокруг себя особую среду обитания, обязательно с храмом и офицерским собранием. Мы до сих пор храним память о двух таких военных городках: Измайловском (1-10 Красноармейские улицы, которые ранее назывались Ротами Измайловского полка) и Семеновском (он включал в себя территории Витебского вокзала, Загородного проспекта и Введенского канала).  Таким образом, расширяя границы города, Адмиралтейский район добрался до Нарвской заставы, реки Екатерингофки и Обводного канала.

Вокруг моста

На другой стороне Обводного канала, уже за территориями Измайловского полка, располагался тогда «скотский двор». Сюда сгоняли скот на продажу, а комплекс «двора» состоял из деревянного строения и большого выгона для скота. За его пределами уже начинались луга и леса. К 1821-ому году возникла необходимость расширения и укрепления «Скотопригонного двора», и на территории в квадратную версту начинается строительство трехэтажного здания, большого забора и хозяйственных корпусов. В то время здесь только продавали скот. Но к концу 19 века обустроили и скотобойню.

В 1930-ых скотопригонный двор и скотобойню вынесли за пределы города, а не его месте возвели первый Молочный завод в городе.

Примерно в это же время на другом углу этого перекрестка начинается строительство «Фрунзенского универмага». Его архитектурное решение демонстрирует переход от конструктивизма к сталинскому неоклассицизму. Являясь крупнейшим универмагом города, он работал до 1988 года, пока в здании случился пожар. Сейчас здесь располагается бизнес-центр.

С развитием территорий города, и увеличением количества его жителей, встает острая необходимость в расширении транспортной сети. Так, в 1950 начинается проектирование и строительство новой станции метро на участке от «Технологического института» до «Парка Победы». Павильон станции «Фрунзенская» был введен в эксплуатацию 29 апреля 1961 года.  Ее вестибюль лишен выразительности и характеризуется в первую очередь сочетанием простых мотивов и форм. Подземный зал расположен на глубине 39 метров, а тема убранства - жизнь советского полководца В. М. Фрунзе, именно он изображен в центральной галерее.  Наземный же ансамбль стал первым в Ленинграде, построенным по типовому проекту. Позже появятся похожие павильоны у «Электросилы», «Парка Победы» и «Горьковской». Типовой проект позволил снизить затраты на строительство и предполагался как единое стилевое решение для всего проспекта, ведущего на Москву.

Дорога на Москву

Дорога на Царское село начала свою историю в конце 18 века, и ее первая версия заканчивалась на Рощинской улице, в районе современной «Электросилы». Участок же от Сенной до Фонтанки именовался Обуховской улицей по имени подрядчика, ведущего строительство, позже превратился в проспект, а к концу 19-ого века объединился с основной частью и они вместе получили название Забалканский проспект, в память о русско-турецкой войне. После революции его переименовали в Международный, в это же время Ротные линии Измайловского полка получили свое нынешнее название - Красноармейские.  За Обводным каналом ширина улицы была больше, чем до него, так как вдоль трассы была проложена дорога для погона скота на скотобойни. В 30-ых эту дорогу присоединили к трассе и образовался широкий проспект, которому предполагали отвести роль главной магистрали города. В 50-ых проспект, естественно, носил имя Сталина, а его нынешнее наименование (Московский) присвоено в 1956 году.

Ново-Московский мост

В начале 19-ого века  через Обводный канал был построен чугунный арочный мост, он соединил Измайловские Роты с «Царской дорогой», и снова позволил городу увеличить свои границы. Интенсивность движения в городе возрастала, запустили первые троллейбусы, и в 1908-ом году мост пришлось расширить до 22 с половиной метров. Но к 1961-му  году мост деформировался и его перестроили, сделав железобетонным и широким - в 49 метров, а в 1967-ом был построен тоннель под мостом, упрощающий транспортную развязку и по сей день.

Для современного Петербурга этот перекресток все еще актуален и полезен: путь в аэропорт по выделенной полосе Московского проспекта, объезд загруженного транспортом центра города, и вместе с тем спокойная и комфортная жизнь в районе с развитой инфраструктурой. За последние несколько лет, на Обводном канале и на Московском проспекте были возведены несколько многоэтажных жилых комплексов, все они заняли пустующие территории бывших складов и аварийных зданий. Город, как живой организм, развивается и этот район не исключение: вокруг новых домов появляются рестораны, магазины, фитнес-клубы, детские сады и медицинские учреждения. Все они прекрасно вписываются в городскую среду, хранящую архитектурные и культурные ценности, дополняют ее и делают жизнь людей комфортной и удобной. Ритм этого перекрестка расслабленный и насыщенный одновременно: строгие фасады широкого проспекта скрывают уютные тихие дворы со своим особым укладом.  В одном из таких дворов по Московскому проспекту, в двух минутах ходьбы от метро Фрунзенская, расположился экологичный проект от финского застройщика ЮИТ. Это прекрасный пример того, как создать качественную новую застройку в историческом районе, рядом с самым центром Петербурга: скрытый от посторонних глаз, он обеспечивает жильцам тишину и комфорт, а тщательно продуманное архитектурное решение позволяет гармонично вписаться в городской ландшафт.

vk.com/satodom facebook.com/satospb/ instagram.com/sato_spb/